Роль классного руководителя в повышении качества обучения.

В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации.

Категория «уровень воспитанности» до сих пор во многом категория абстрактная, а категория «уровень обученности» вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.

Поэтому одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности. И, как правило, эффективность работы классного руководителя определяется с точки зрения успешности обучающихся  в образовательной сфере.

Вопрос успеваемости, дисциплины и ответственного отношения к учёбе особенно актуален при переходе с одной ступени обучения на другую. Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса — сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. И результаты адаптационного периода школьника во многом зависят от системы работы классного руководителя в этом направлении.

На мой взгляд, в этот период важно направить свою деятельность на решение следующих задач:

  • Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности.
  • Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости.
  • Формирование положительной учебной мотивации  через внеурочную деятельность и участие  обучающихся в различных образовательных событиях.

Сразу хочу отметить, что для успешного решения данных задач, по моему глубокому убеждению, необходимы три составляющих:

  • Дети, для которых успехи в учёбе значат многое, и они готовы прикладывать усилия для достижения этих успехов.
  • Родители, для которых результаты обучения так же значимы, и они готовы прикладывать усилия для достижения этих результатов.
  • Классный руководитель, который знает способности и склонности своих детей не только по внеклассной работе, но и по учебной деятельности.

Может быть, поэтому результаты работы классного руководителя в начальной школе намного эффективнее, чем в среднем звене.

Итак, формы работы, направленные на решение данных педагогических задач, и соответственно,  некоторые результаты:

Хочу остановиться на важном моменте развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Довольно успешно в классном коллективе решается задача формирования положительной учебной мотивации  через внеурочную деятельность и участие  обучающихся различных образовательных событиях.

Классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам начал  стремиться повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста.

 

 

Добавить комментарий